Не так давно одна моя знакомая жаловалась, что у них на работе освободилась пара привлекательных должностей, а руководство компании вместо того, чтобы устроить конкурс среди действующих сотрудников (желающих было много, в том числе и она), начало приглашать на интервью бывших. По словам руководства, у них «политика возврата бывших сотрудников». Когда стоит приглашать бывших работников снова, а бывшим сотрудникам – возвращаться, читайте в нашей статье.
По поводу «возвращаться или нет» может быть много мнений и «за», и «против», но кое-что общее из них можно извлечь.
Ни в коем случаеПриглашать бывшего сотрудника обратно не имеет никакого смысла, если он ушёл из-за стиля управления в компании, из-за того, что не вписался в корпоративную культуру или постоянно с кем-то конфликтовал. В этом случае ситуация повторится снова.
«Если прошлое расставание было следствием негативных обстоятельств (компания обманула работника, работник повёл себя некорректно в отношении компании, просто «не срослось», или всё те же обманутые ожидания), то о возврате к прошлому говорить просто бессмысленно», – считает
директор компании «Мастер-классы «Грант Гезар» Владимир ВОЛЧЁНОК.
Старый друг лучше новых двухПродуктивным возобновление сотрудничества с бывшим работником будет, если, например, его уход был спровоцирован отсутствием карьерного роста, а теперь такая возможность предоставлена. При этом бывшему сотруднику предлагают либо вышестоящую должность, либо ближайшую перспективу роста. Эффективным приём «возвращенца» станет и при изменении его должностных обязанностей, и при открытии нового проекта.
Как правило, бывшие сотрудники быстрее адаптируются, чем совсем новые, потому что прекрасно знают все бизнес-процессы и коммуникации в компании, хорошо знакомы с корпоративной культурой и её особенностями. Многие коллеги будут рады увидеть снова «блудного сына или дочь», поэтому такие возвращения часто поднимают настроение в коллективе.
«Блудный сын»Иногда специалистам кажется, что на новом месте и обязанности будут интереснее, и зарплата выше. Однако через некоторое время они понимают, что на прошлой работе было лучше. Попробовать вернуться стоит, но если вас примут назад, руководитель вполне обоснованно будет подозревать, что в любой момент вы можете снова покинуть компанию. Доверие и лояльность придётся восстанавливать ещё более эффективной и качественной работой.
«Если специалист хочет вернуться – это всегда добрый знак для компании. Это означает, что есть что-то на предприятии, что не даёт человеку о нём забыть. Сегодня, безусловно, ценятся высокие и конкурентные заработные платы, но всё же дороже всего взаимоотношения, при которых человек чувствует себя человеком, находит возможность для самореализации. Даже если при увольнении сотрудник был в чём-то не прав, дал волю эмоциям, допустил ошибки, следует всегда помнить, что не ошибается тот, кто ничего не делает», – считает
бизнес-тренер «Центра делового совершенствования», преподаватель Института бизнеса БГУ Андрей ИВАНОВ.
Андрей вспоминает об одном сотруднике, который ссылался на имеющееся у него предложение от конкурентов, чтобы получить повышение заработной платы: «Михаил, назовём его так, возглавлял отдельное направление на предприятии. Он всё же ушёл на предложенное место, но буквально через полгода Михаил уже просился назад. Оказалось, на новом месте были значительно шире обязанности и жёстче требования к сотрудникам и результатам работы. Ему стали задавать вопросы, на которые ему было трудно отвечать. В прежней компании круг задач Михаила был для него посильным, хоть и зарплата была ниже. Когда он решил проситься назад, у меня уже успешно работал новый руководитель этого направления, который до ухода Михаила был его подчинённым. Так что вернуться Михаилу пришлось на должность простого специалиста, с чем он охотно согласился. Мы его приняли обратно в команду, и, скажу честно, он нас дальше не терзал провокационными вопросами и работал хорошо».
«Эмоции проходят, ведь каждый из нас так или иначе не стоит на месте, а развивается и нравственно, и психологически, и профессионально. Поэтому при возвращении сотрудника стоит узнать, как в той песне «…расскажи, где ты был, что видел и кого любил…?». Человек мог за время своих похождений значительно обогатить свой опыт, стать личностно зрелым, сделать правильные выводы», – добавил Андрей Иванов.
По инициативе работодателяСотрудникам, которые были уволены по инициативе работодателя, обычно тяжело снова предложить свою кандидатуру. Однако если увольнение было вызвано межличностным конфликтом с руководителем, которого теперь сменил другой человек, а с коллективом в целом и работой никаких проблем не было, то это вполне вероятно. Также можно попробовать вернуться в компанию, если вас уволили из-за недостаточной компетенции, но за прошедшее время вы получили дополнительное образование и опыт, который позволит вам блестяще выполнять свои обязанности. Предприятию, на работу в которое просится такой человек, также можно посоветовать рассмотреть его кандидатуру.
На одном предприятии, где Андрей Иванов работал бизнес-консультантом, он стал свидетелем такой истории: «Грамотная, трудолюбивая, инициативная и энергичная сотрудница допустила промахи в работе. Поддавшись эмоциям, руководитель обвинил её во всех грехах и уволил. Через некоторое время руководителем этого предприятия стал бывший заместитель директора, которому через несколько месяцев после увольнения и позвонила эта девушка. Она очень искренне сказала: «Я была в нескольких компаниях, но ничего интересного так и не нашла. Может, есть возможность использовать мой потенциал у вас?». Новый директор нашёл подходящую ей должность, и её возвращение значительно усилило команду».
Нельзя вступить в одни воды дважды«Как для наёмного работника, так и для нанимателя у меня по этому вопросу есть один ответ: никогда, если возвращение предполагает «сохранение статуса», т.е. возврат к отношениям «работодатель – работник». В этом случае просится аналогия с восстановлением имевшей некогда место любовной связи. Прошло время, и он уже не тот, и она изменилась. Ожидания, основанные на воспоминаниях о светлом былом, очень даже могут оказаться обманутыми. Не зря сказано: «нельзя вступить в одни воды дважды». Изменился пловец, а в водах завелись новые омуты и водовороты, изменилась лоция (бизнес-процессы, корпоративная культура, способы обращения с внешней деловой средой, которая тоже меняется). А также в некогда таких знакомых водах завелись новые энергичные и очень зубастые рыбины», – считает Владимир Волчёнок.
«Возобновление отношений на уровне партнёрства – другое дело. Я могу рассказать несколько историй, когда бывший наниматель и наёмный работник, сохранив при расставании хорошие отношения, сумели стать эффективными деловыми партнёрами, хотя это и редкие случаи», – добавил Владимир.
Жизнь весьма разнообразна и ничто не стоит на месте. Бывших сотрудников и руководителей она может свести в наименее ожидаемом месте. Чтобы всегда оставалась возможность возобновить отношения в роли партнёров, работодателя и работника, продавца и клиента, важно не «сжигать мосты» и всегда оставаться в хороших отношениях, тогда у вас будет возможность «вступить в ту же реку второй раз».
Анна РАЩУПКИНА,
myJOB.BYТакже рекомендуем:Причины увольнения успешных сотрудниковЯ ухожу, ухожу красиво