26 января 2012
Со стороны кажется, что работа проводника довольно проста и приятна – разместить пассажиров, раздать постельное белье, напоить чаем и проследить, чтобы никто не проехал свою станцию, а все остальное время можно отдыхать. На самом деле в обязанности проводника входит множество и других задач, о которых большинство пассажиров даже не догадываются.
Составить обзор профессии проводника myJOB.BY помог Алексей ЛИТОВЧЕНКО, который работает проводником около двух лет. Профессию Алексей выбрал по совету родителей. Работать первое время было тяжело, и люди попадались разные, но вскоре Алексей освоился и стал со всем справляться. За два года работы, по его словам, можно достаточно хорошо освоить эту профессию. В работе проводника Алексею нравится общение с людьми и хорошая оплата труда.
Среди проводников пассажирского вагона, признается Алексей, чаще можно встретить женщин. Возможно, потому что они более склонны к сглаживанию конфликтных ситуаций и доброжелательному отношению к пассажирам, чем мужчины.
С другой стороны эта профессия скорее мужская, потому что в ней важна физическая сила, нет, не для того, чтобы совладать с буйными нетрезвыми пассажирами, которые встречаются весьма не часто, а, например, чтобы свернуть и положить на верхнюю полку 54 матраса – именно столько мест в плацкартном вагоне. Также в обязанности проводника входит загрузка угля для отопления вагона. Перед поездкой проводники собственноручно наполняют карманы тамбура тяжелым углем и затем отапливают им вагон. Обычный пассажир даже не догадывается о существовании в вагоне котельного отделения.
Каким нужно быть проводнику?
Помимо отопления вагона углем, в обязанности проводника также входит уборка вагона и заполнение документов. По результатам рейса необходимо отчитаться, сколько пассажиров ехало в вагоне, сколько было куплено постельного белья, чайной продукции и так далее. В этих документах запрещаются исправления, даже корректором, поэтому проводникам важно быть аккуратными и внимательными.
Внимательность важна не только при заполнении документов, но и при общении с людьми. Вежливость и внимательность к людям являются обязательными чертами для тех, кто хочет стать хорошим проводником. Работать по этой специальности будет легче людям спокойным, с уравновешенным характером, потому что иногда на поезд садятся пассажиры с плохим настроением, которых раздражает буквально все. К счастью, такие люди встречаются редко.
В этой профессии также важно иметь хорошее состояние здоровья, поскольку проводники регулярно вынуждены проходить строгий медосмотр. В частности, проводники должны иметь хороший слух, чтобы, например, услышать неправильный стук колес и избежать аварийной ситуации.
Особенности профессии
За время работы Алексей стал значительно ответственнее и научился с пониманием относиться к другим людям и их заботам. Профессия позволила Алексею справиться со вспыльчивостью, которая была ему свойственна ранее, научила взвешенно принимать решения.
Если у вас есть желание избавиться от вредных привычек, профессия проводника также окажет благотворное действие – на работе проводнику запрещено курить (принимать алкоголь, естественно, тоже). На работе – значит во время следования от станции отправления до станции назначения. Например, от Витебска до Гродно поезд идет около 11 часов. Если человек сможет продержаться без сигарет столько времени, то и бросить курить будет достаточно просто.
Конечно, тяжело находиться сутками в пути, да и от людей можно устать. После рейса проводник получает два выходных, первый из которых обычно уходит на сон. С одной стороны, может показаться, что у проводников много выходных, но с другой стороны, стандартный рейс Алексея - это Витебск-Гродно-Витебск, т. е. почти двое суток на работе.
Как стать проводником?
Для тех, кто решил выбрать профессию проводника пассажирского вагона, необходимо подготовиться к полутора годам обучения в Минском профессионально-техническом колледже железнодорожного транспорта на основе среднего образования или к трем годам обучения на основе базового образования.
По окончании учебы проводнику присваивается третий разряд, который позволяет обслуживать вагоны в поездах местного и дальнего сообщения, вагоны специального назначения. Для обслуживания вагонов в фирменных поездах и поездах международного сообщения необходимо получить четвертый разряд.
Перспективы
По данным Минского профессионально-технического колледжа железнодорожного транспорта, в первый год работы проводник может рассчитывать на зарплату в 1,5-2 млн рублей, причем летом обычно зарплаты выше, чем зимой. Оплата труда зависит от выработки часов, также в нее включаются командировочные, которые зависят от дальности поездки. Сумма командировочных за поездку до Москвы (около суток в пути), безусловно, будет отличаться от суммы за поездку до Иркутска (около семи суток в дороге).
Проводник может подняться на ступеньку выше по карьерной лестнице и стать начальником поезда. Далее есть возможность занимать руководящие должности в управлении железной дороги, главное, чтобы было желание и способности.
Профессия проводник пассажирского вагона сложнее, чем кажется на первый взгляд, впрочем, это верно для многих специальностей. Поэтому, перед тем, как пойти учиться, используйте все возможности, чтобы ознакомиться с будущими обязанностями и с разными сторонами выбранной профессии.
Анна РАЩУПКИНА, myJOB.BY